-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2023
Педсовет: деловая
игра
«Развитие предпосылок инженерного мышления и способности к
научно- техническому творчеству дошкольников,
через конструирование
Заместитель заведующего
МБДОУ – детский сад № 373:
Башорина Ю.В.
Цель: повышение
профессиональной компетентности педагогов по использованию конструкторов как
эффективного средства развития предпосылок инженерного мышления дошкольников.
Задачи:
•
сформировать у участников педсовета
мотивацию на использование конструкторов для
развития предпосылок инженерного мышления;
•
вызвать у педагогов желание использовать в своей практической деятельности современные средства
развития инженерного мышления
детей.
Теоретическая
часть.
Задачи:
1. Обосновать актуальность данного направления работы как
средства развития предпосылок инженерного
мышления дошкольников
Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, совсем не похожем на тот, в котором
мы родились. И темп изменений продолжает нарастать. Сегодняшним дошкольникам и школьникам предстоит:
–
работать по профессиям, которых
пока нет,
–
использовать технологии, которые еще не созданы,
–
решать задачи,
о которых мы можем лишь догадываться.
На данном этапе развития страны наиболее востребованной является
профессия инженера. На заседании Совета
по науке и образованию В.В. Путин призвал рассчитать потребности России,
отдельных регионов и крупных предприятий в инженерных кадрах на пять-десять лет вперед и «заглянуть за горизонт». По
словам президента страны, качество
инженерных кадров влияет на конкурентоспособность государства и является основой для технологической и
экономической независимости. В связи с тем,
что использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы
пользователи обладали современными знаниями в области управления робототехники,
становится необходимым вести популяризацию профессии инженера.
По Т.В. Кудрявцеву инженерное
мышление – вид технического мышления, который развивается в условиях
решения конструктивно-технических задач и направлен на исследование, создание техники, технологии. На основе
особенностей инженерного мышления,
представленных в научной и методической литературе, были сформулированы особенности развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста, которые нужно учитывать в своей
работе:
1.
Развитие инженерного мышления
в дошкольном возрасте
как такого невозможно, возможно лишь создать предпосылки для развития
данного вида мышления.
2..
Разностороннее развитие ребенка
дошкольного возраста происходит в процессе организации различных видов детской
деятельности.
3.
Необходимо осуществление поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Форма проведения: деловая игра.
Игра проводится в виде дискутирования
(обсуждения). Воспитатели объединяются в 2 команды по возрастным группам,
в которых они работают:
младшие группы и старшие группы. Задания располагаются
в виде презентации на интерактивной доске. На
подготовку ответа дается 1 минута, на
составление плана – 2-3 минуты,
общая длительность около 1
часа.
Оборудование: 2 стола; природный материал;
конструктор Роботрек – 4 шт.; схемы по конструированию
4 возраста; карточки с описанием конструктивно-модельной деятельности (приёмы
конструирования по возрастам), презентация.
План проведения
Обратимся к толковому словарю русского языка:
«Конструировать — создавать конструкцию чего-нибудь,
а также вообще создавать что-нибудь».
А от латинского слова термин «конструирование» (construe строю, создаю) означает создание модели, построение, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элемен- тов.
Итак, коллеги, начнём нашу деловую игру!
I раунд-«Разминка»
где нам нужно будет ответить на простые вопросы:
1. Назовите детали конструирования, входящие
в деревянные строительные наборы: (пластины, кирпичики, полукубы, призмы, трехгранные, цилиндры, брусочки, арки, куб).
2. Что можно отнести к плоскостному конструированию (танграм, разрезные
картинки, мозаика, пазлы).
3.
Какой смысл вы вкладываете в понятие конструирование? Ваше определение конструирования?
(Конструирование — игра со строительным материалом; занятие, на котором сооружаются постройки из деталей
конструктора; это строительство, осуществление замыслов.)
Отлично справились, размялись, переходим ко второму раунду!! Он называется:
II раунд - «Знатоки
методики конструирования»
1. Какими способами конструирования из строительного
материала владеют дети ваших возрастных
групп?
(накладывание, приставление,
прикладывание, установка близко друг к другу, установка на определенном расстоянии, замена детали,
умение комбинировать, надстраивать в высоту, длину, ширину).
2. Какие виды заданий
детям вы используете в работе?
(постройка по образцу,
постройка по условию,
постройка по замыслу,
теме, схеме, чертежу).
3. Какие методы и приемы способствуют развитию творческих
способностей детей в конструктивной деятельности?
(выбор
материалов для конструирования, поощрение при конструировании по собственному замыслу, создание построек
в сюжетно-ролевой игре и др).
4. Какие воспитательные задачи реализуются в конструктивной
деятельности? (воспитание аккуратности,
эстетического вкуса, умение доводить начатую постройку до конца, умение
действовать сообща, договариваться с детьми)
III раунд - Кроссворд
«Знаток конструирования»
Педагогам, на каждый стол, раздаётся кроссворд. Даётся 1мин времени на его решение.
IV раунд
-«Литературный»
Назовите художественные произведения или литературных, мультипликационных героев, которые
способствуют развитию и сохранению интереса
детей к созданию построек?
(«Три поросенка», «Теремок»,
Винтик и Шпунтик из «Приключения Незнайки», заяц из мультфильма «Итак сойдет», сказки «Летучий корабль»,
«Приключение Чипполино», «Маша и медведь»,
«Приключение Электроника», «Сказка о Царе Салтане»,
«Маленькое колесо», «Волшебное кольцо», «Телефон Носова и др.).
V раунд- «Игровой»
Педагогам раздаются карточки с методическим материалом, где даётся описание по каждому возрасту, без обозначения возраста.
Задача педагогов соотнести описание приёмов конструирования с возрастной
категорией.
Выделите основные приемы
конструирования по возрастам:
Младшая группа: сооружение постройки воспитателем с показом детям
всех приемов конструирования и последовательности, совместная деятельность с педагогом.
Средняя группа: показ сооружения постройки, самостоятельная работа ребенка по образцу воспитателя, предоставление возможности выбора в материалах, в его количестве.
Старшая группа:
образец воспитателя примерный, ставятся несложные конструктивные задачи. Показываются отдельные приемы, и постройка не завершается.
Подготовительная к школе группа: опора на опыт ребенка.
Даются тема и условие.
Конструирование по фото и чертежу, схеме.
VI
раунд - «Творческий: архитекторы»
Каждая
команда берет наглядно-дидактический комплект в соответствии с возрастом (жеребьёвка),
берёт конструктор. Команда собирает по любой выбранной схеме постройку. Анализ
построек.
VII
раунд –Подведение итогов
Итог: Конструированию отводится значительное место в работе
с детьми всех возрастных групп,
так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного,
нравственного, эстетического, трудового
воспитания.
На
занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных
способностей детей. Важно, что мышление детей в процессе конструктивной
деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При
обучении детей конструированию развивается
планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при
формировании учебной деятельности.
Решение педагогического совета:
Продолжить создавать в ДОУ условия
для развития конструктивной деятельности:
- пополнять в группах
центры конструирования материалами;
- оформить буклеты для родителей
«Развитие ребёнка в конструктивной деятельности»;
- провести среди детей старшей и подготовительной группы
Лего-турнир "Уникум";
- изготовить лэпбуки по лего-конструированию и применять в работе с детьми.
Кроссворд «Знаток конструирования»
По горизонтали:
1.Игра-головоломка, в которой требуется
составить мозаику из множества фрагментов рисунка различной формы.
4.То, что построено; сооружение, здание,
строение.
7.Детский игровой набор для
моделирования, состоящий из набора деталей и, как правило, соединительных
элементов.
8.Нечто задуманное, замысленное, как цель
работы, деятельности.
По вертикали:
3.Это процесс изготовления по чертежу модели какого- либо предмета.
5.Головоломка, состоящая из плоских
фигур, которые складывают определённым образом для получения другой,
более сложной, фигуры (изображающей человека, животное,
предмет домашнего обихода, букву или цифру и
т. д.).
6.Пробный, показательный экземпляр чего-либо.
2.Серии конструктора, представляющие собой наборы деталей для сборки и
моделирования разнообразных предметов, популярный во всем мире.
9.Чертеж, на котором условными
графическими обозначениями показаны составные части изделия и соединения
или связи между ними.
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с |
|
|
|
3 |
|
|
о |
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
х |
|
|
|
м |
|
|
б |
|
|
|
т |
|
|
|
|
|
|
|
е |
|
4 |
п |
о |
с |
т |
р |
о |
й |
к |
а |
|
|
|
|
|
|
|
м |
|
|
|
д |
|
|
а |
|
|
|
н |
|
|
|
|
|
8 |
з |
а |
м |
ы |
с |
е |
л |
|
з |
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
л |
|
|
е |
|
|
|
р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и |
|
|
ц |
|
|
|
а |
7 |
к |
о |
н |
с |
т |
р |
у |
к |
т |
о |
р |
|
|
|
|
|
|
м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
п |
а |
з |
л |
ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н |
|
е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и |
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
е |
|
о |
|
|
|
|
|
Поделиться в социальных сетях:
ВНИМАНИЕ!
Срок действия лицензии окончен 11.02.2024
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администратором по телефону 89506560781