2023

Педагогический совет: деловая игра "Развитие предпосылок инженерного мышления и способности к научно-техническому творчеству дошкольников через конструирование"

Педсовет: деловая игра

«Развитие предпосылок инженерного мышления и способности к научно- техническому творчеству дошкольников,

через конструирование

 

Заместитель заведующего

МБДОУ – детский сад № 373:

Башорина Ю.В.

 

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию конструкторов как эффективного средства развития предпосылок инженерного мышления дошкольников.

Задачи:

сформировать у участников педсовета мотивацию на использование конструкторов для развития предпосылок инженерного мышления;

вызвать у педагогов желание использовать в своей практической деятельности современные средства развития инженерного мышления детей.

Теоретическая часть.

Задачи:

1.        Обосновать актуальность данного направления работы как средства развития предпосылок инженерного мышления дошкольников

Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, совсем не похожем на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать. Сегодняшним дошкольникам и школьникам предстоит:

                               работать по профессиям, которых пока нет,

                               использовать технологии, которые еще не созданы,

                               решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться.

На данном этапе развития страны наиболее востребованной является профессия инженера. На заседании Совета по науке и образованию В.В. Путин призвал рассчитать потребности России, отдельных регионов и крупных предприятий в инженерных кадрах на пять-десять лет вперед и «заглянуть за горизонт». По словам президента страны, качество инженерных кадров влияет на конкурентоспособность государства и является основой для технологической и экономической независимости. В связи с тем, что использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления робототехники, становится необходимым вести популяризацию профессии инженера.

По Т.В. Кудрявцеву инженерное мышление – вид технического мышления, который развивается в условиях решения конструктивно-технических задач и направлен на исследование, создание техники, технологии. На основе особенностей инженерного мышления, представленных в научной и методической литературе, были сформулированы особенности развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста, которые нужно учитывать в своей работе:

1. Развитие инженерного мышления   в дошкольном   возрасте   как   такого невозможно, возможно лишь создать предпосылки для развития данного вида мышления.

2.. Разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста происходит в процессе организации различных видов детской деятельности.

3. Необходимо осуществление поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Форма проведения: деловая игра.

Игра проводится в виде дискутирования (обсуждения). Воспитатели объединяются в 2 команды по возрастным группам, в которых они работают: младшие группы и старшие группы. Задания располагаются в виде презентации на интерактивной доске. На подготовку ответа дается 1 минута, на составление плана 2-3 минуты, общая длительность около 1 часа.

Оборудование: 2 стола; природный материал; конструктор Роботрек4 шт.; схемы по конструированию 4 возраста; карточки с описанием конструктивно-модельной деятельности (приёмы конструирования по возрастам), презентация.

План проведения

Обратимся к толковому словарю русского языка:

«Конструировать создавать конструкцию чего-нибудь, а также вообще создавать что-нибудь».

А от латинского слова термин «конструирование» (construe строю, создаю) означает создание модели, построение, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элемен- тов.

Итак, коллеги, начнём нашу деловую игру!

 

I раунд-«Разминка»

где нам нужно будет ответить на простые вопросы:

1.     Назовите детали конструирования, входящие в деревянные строительные наборы: (пластины, кирпичики, полукубы, призмы, трехгранные, цилиндры, брусочки, арки, куб).

2.     Что можно отнести к плоскостному конструированию (танграм, разрезные картинки, мозаика, пазлы).

3.              Какой смысл вы вкладываете в понятие конструирование? Ваше определение конструирования?

(Конструирование игра со строительным материалом; занятие, на котором сооружаются постройки из деталей конструктора; это строительство, осуществление замыслов.)

Отлично справились, размялись, переходим ко второму раунду!! Он называется:

II раунд - «Знатоки методики конструирования»

1.       Какими способами конструирования из строительного материала владеют дети ваших возрастных групп?

(накладывание, приставление, прикладывание, установка близко друг к другу, установка на определенном расстоянии, замена детали, умение комбинировать, надстраивать в высоту, длину, ширину).

2.      Какие виды заданий детям вы используете в работе?

(постройка по образцу, постройка по условию, постройка по замыслу, теме, схеме, чертежу).

3.      Какие методы и приемы способствуют развитию творческих способностей детей в конструктивной деятельности?

(выбор материалов для конструирования, поощрение при конструировании по собственному замыслу, создание построек в сюжетно-ролевой игре и др).

4.       Какие воспитательные задачи реализуются в конструктивной деятельности? (воспитание аккуратности, эстетического вкуса, умение доводить начатую постройку до конца, умение действовать сообща, договариваться с детьми)

 

III раунд - Кроссворд «Знаток конструирования»

Педагогам, на каждый стол, раздаётся кроссворд. Даётся 1мин времени на его решение.

 

IV раунд -«Литературный»

Назовите художественные произведения или литературных, мультипликационных героев, которые способствуют развитию и сохранению интереса детей к созданию построек?

(«Три поросенка», «Теремок», Винтик и Шпунтик из «Приключения Незнайки», заяц из мультфильма «Итак сойдет», сказки «Летучий корабль», «Приключение Чипполино», «Маша и  медведь»,

«Приключение Электроника», «Сказка о Царе Салтане», «Маленькое колесо», «Волшебное кольцо», «Телефон Носова и др.).

 

V раунд- «Игровой»

Педагогам раздаются карточки с методическим материалом, где даётся описание по каждому возрасту, без обозначения возраста. Задача педагогов соотнести описание приёмов конструирования с возрастной категорией.

Выделите основные приемы конструирования по возрастам:

Младшая группа: сооружение постройки воспитателем с показом детям всех приемов конструирования и последовательности, совместная деятельность с педагогом.

Средняя группа: показ сооружения постройки, самостоятельная работа ребенка по образцу воспитателя, предоставление возможности выбора в материалах, в его количестве.

Старшая группа: образец воспитателя примерный, ставятся несложные конструктивные задачи. Показываются отдельные приемы, и постройка не завершается.

Подготовительная к школе группа: опора на опыт ребенка. Даются тема и условие. Конструирование по фото и чертежу, схеме.

 

VI                               раунд - «Творческий: архитекторы»

Каждая команда берет наглядно-дидактический комплект в соответствии с возрастом (жеребьёвка), берёт конструктор. Команда собирает по любой выбранной схеме постройку. Анализ построек.

 

VII                              раунд –Подведение итогов

Итог: Конструированию отводится значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности.

 

Решение педагогического совета:

Продолжить создавать в ДОУ условия для развития конструктивной деятельности:

-       пополнять в группах центры конструирования материалами;

-       оформить буклеты для родителей «Развитие ребёнка в конструктивной деятельности»;

-       провести среди детей старшей и подготовительной группы Лего-турнир "Уникум";

-       изготовить лэпбуки по лего-конструированию и применять в работе с детьми.


Кроссворд «Знаток конструирования»

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1.Игра-головоломка, в которой требуется составить мозаику из множества фрагментов рисунка различной формы.

4.То, что построено; сооружение, здание, строение.

7.Детский игровой набор для моделирования, состоящий из набора деталей и, как правило, соединительных элементов.

8.Нечто задуманное, замысленное, как цель работы, деятельности.

 

По вертикали:

3.Это процесс изготовления по чертежу модели какого- либо предмета.

5.Головоломка, состоящая из плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.).

6.Пробный, показательный экземпляр чего-либо.

2.Серии конструктора, представляющие собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов, популярный во всем мире.

9.Чертеж, на котором условными графическими обозначениями показаны составные части изделия и соединения или связи между ними.

 

 


        

             

9

           

6

       
                     

3

           

5

                                     
                 

4

                 
                                     
         

8

                         
                                     
                                     

7

                                   
                                     
                         

2

         
                 

1

                 
                                     
                                     
                                     

 

             

9

           

6

       
             

с

     

3

   

о

     

5

             

х

     

м

   

б

     

т

             

е

 

4

п

о

с

т

р

о

й

к

а

             

м

     

д

   

а

     

н

         

8

з

а

м

ы

с

е

л

 

з

     

г

                     

л

   

е

     

р

                     

и

   

ц

     

а

7

к

о

н

с

т

р

у

к

т

о

р

           

м

                     

о

             
                     

в

 

2

         
                 

1

п

а

з

л

ы

       
                     

н

 

е

         
                     

и

 

г

         
                     

е

 

о

         

 

 
Педагогический совет деловая игра Развитие предпосылок инженерного мышления и способности к научно-техническому творчеству дошкольников через конструирование.docx (Скачать)